Проект создания ресурсного центра по образовательной робототехнике в Таттинском улусе.
Лопатин В.В. учитель информатики.
МБОУ «Игидейская средняя общеобразовательная школа имени Э.К. Пекарского»
Село Дэбдиргэ, Таттинский улус.
Аннотация
Доклад состоит с анализа состояния и перспектив развития образовательной робототехники в Таттинском улусе и проекта создания ресурсного центра по образовательной робототехники.
На сегодняшний день в Российской Федерации наблюдается инженерный кризис нехватка инженерных кадров и отсутствие молодого поколения инженеров, что может стать фактором, который затормозит экономический рост страны. Это отмечают ректора крупнейших технических университетов, этот вопрос регулярно поднимается на правительственном уровне.
«Сегодня в стране существует явная нехватка инженерно-технических работников, рабочих кадров и в первую очередь рабочих кадров, соответствующих сегодняшнему уровню развития нашего общества. Если недавно мы еще говорили о том, что находимся в периоде выживания России, то сейчас мы выходим на международную арену и должны предоставлять конкурентную продукцию, внедрять передовые инновационные технологии, нанотехнологии, а для этого нужны соответствующие кадры. А их на сегодня у нас, к сожалению, нет»
(Путин В.В. Мнения российских политиков о нехватке инженерных кадров. 11.04.2011. // Государственные вести (GOSNEWS.ru). Интернет издание.. http://www.gosnews.ru/business_and_authority/news/643)
А вот цитата выступления Главы РС(Я) Е.А.Борисова на пленарном заседании ХIII Съезда учителей и педагогической общественности Республики Саха (Якутия): «Образование и общество: интеграция во имя ребенка» (9 октября 2015 года, г. Якутск).
«Сегодня мы обсуждаем стратегию развития образования в соответствии с современными запросами. В отличие от неопределённости 90-х годов и 2000-х годов, когда мы только нащупывали стратегические перспективы, теперь Республика Саха (Якутия) уже четко представляет горизонты своего будущего, как минимум, до 2030 года.
В основу повышения благосостояния республики в ближайшие десятилетия будет, как и сегодня, закладываться промышленное освоение, повышение эффективности сельскохозяйственного производства, дальнейшее расширение транспортной и энергетической инфраструктуры. Это значит, что мы уже сейчас можем твёрдо говорить о сохраняющейся высокой потребности в инженерно-технических и естественнонаучных кадрах».
Поэтому в качестве одной из важнейших задач можно определить необходимость развития системы технического творчества, положив в основу идею технического прорыва, престижности инженерного труда. Для выполнения этих задач необходимо поднят вопрос внедрения и развития образовательной робототехники, которая является универсальным инструментом для современного образования. Она хорошо вписывается и в дополнительное образование, и во внеурочную деятельность, и в преподавание предметов образовательных программ, причем в четком соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, позволяя обеспечить не только предметные, но и метапредметные результаты, заложив знания и навыки инженерной и информационной направленности.
Анализ реальной ситуации развития образовательной робототехники в Таттинском улусе
Всего в улусе 16 общеобразовательных школ из-них изучают или проводят кружки по робототехнике в 14 школах, всего 21 детских садов из-них имеют наборы по робототехнике 5.
Оснащенность робототехникой по Таттинскому улусу:
Конструкторы Lego WeDo – 55 шт.
Конструкторы Lego Mindstorms NXT2 –11 шт.
Конструкторы Lego Mindstorms EV3 –51 шт.
Конструкторы Arduino UNO или совместимые –7 шт.
Конструкторы Huna –2
Конструкторы RoboRobo -10 шт.
Конструкторы Tetrix – 1 шт.
Количество наборов робота по школам:
МБОО Игидейская СОШ – всего 31 шт. из них Lego WeDo -9 шт., Lego NXT2 -2 шт., Lego EV3 -6 шт., Arduino UNO -2 шт., Arduino Leonardo -5 шт., Tetrix-1 шт.. Huna MRT-IV -2 шт., RoboRobo -4 шт.
МБОУ Таттинский лицей – 22 шт. из-них Lego WeDo – 9 шт. из них Lego WeDo -10 шт., Lego NXT2 -2 шт., Lego EV3 -6 шт., RoboRobo -4 шт.
МБОО Дая-Амгинская СОШ -13 шт. из-них Lego WeDo – 9 шт. из них Lego WeDo -9 шт., Lego EV3 -4 шт.
МБОО «Ытык-Кюельская СОШ №1 - 12 шт. из них Lego NXT2 -10 шт., Lego EV3 -2 шт.
МБОО Чычымахская СОШ -11 шт. из-них Lego WeDo – 9 шт. из них Lego WeDo -9 шт., Lego NXT2-2 шт.
МБОО Туора-Кюельская СОШ -11 шт. из них Lego WeDo-3 шт., Lego EV3-6 шт., Martika -2 шт.
MБOO Тыарасинская СОШ -8 шт. из них Lego WeDo – 3 шт., Lego EV3 – 5 шт.
МБОО Баягинская СОШ 7 шт. из них Lego WeDo -6 шт., Lego NXT2 -1 шт.
МБОО Харбалахская СОШ -6 шт. из них Lego EV3-6 шт.
МБОО Уолбинская СОШ – 6 шт. из них Lego WeDo – 3 шт., Lego EV3 -3 шт..
МБОО Усть-Таттинская СОШ -5 шт. из них Lego EV3-3 шт., Lego NXT -2 шт.
МБОУ Ытык-Кюельская СОШ №2 -4 шт. из них Lego EV3-2 шт., RoboRobo №3 -2 шт.
МБОО Хара-Алданская СОШ -2 шт. Lego EV 3.
МБОО Жоксогонская СОШ обучают без робота.
Всего занимаются в кружках и во внеурочные часы по робототехнике 238 учащихся. Из них начальные классы 68 учащихся, в средней звене 106, в старшей 64.
Начали занятия по робототехнике в этом учебном году 8 школ, 2 и 3 годы обучения 5 школ и более 1.
Преподают робототехнику за внеурочные часы в начальных классах по ФГОС в 9 школах улуса. В средней и старшей школе за часы школьного компонента только в 5 школах, а остальные школы только кружки по робототехнике.
Состав руководителей и учителей по робототехнике состоит в основном учителей информатики -10, с 1 учителя математики, 2 учителей физики, 1 учитель технологии и 1 учитель черчения.
Из 15 учителей прошли курсы повышения квалификации в области внедрения робототехники в образовательный процесс только 3.
Как видно по оснащенности школ улуса нет достаточного количества роботов, половина парка роботов сосредоточено в двух школах, это МБОО Игидейская СОШ и МБОУ Таттинский лицей.
Из этого следует что более половины школ улуса только начали учит робототехнику.
Постоянно активно участвующих в республиканских фестивалях и конкурсах различного уровня по направлению робототехники это МБОО Игидейская СОШ, МБОУ Таттинский лицей, МБОО Дая-Амгинская СОШ, МБОО Ытык-Кюельская СОШ №1, МБОО Усть-Таттинская СОШ.
В результате анализа были выявлены следующие основные проблемы и трудности внедрения робототехнических технологий.
· Нет межпредметных связей и проектов;
· Не прослеживается преемственность между изучаемыми темами при работе с конструкторами и наборами разных уровней;
· Нет педагогов-предметников, желающих изучить возможности использования основ робототехники при преподавании своего предмета;
· В школах не хватает кадров способных вести занятия по робототехнике;
· Недостаточно высокий уровень участия обучающихся и учителей школ в проектах, олимпиадах, конкурсах, фестивалях робототехнической направленности;
· Не задействован потенциал родителей в формировании инженерной культуры учащихся;
· Нет в школах материалов и ресурсов по робототехнике;
· Малое количество конструкторов для работы;
Робототехника становится сегодня популярным и эффективным средством в изучении информатики, физики, технологии, химии, биологии и других предметов, что позволяет достигать высоких результатов в обучении и мотивации школьников к выбору профессий инженерно-технического профиля.
В данное время робототехника в Таттинском улусе развивается, в основном, в качестве внеклассной формы работы.
Для устранения данных проблем предлагаю создать ресурсные центры по поддержке развития обучения образовательной робототехники в улусе.
Тема работы: Разработка создания ресурсных центров по поддержке развития обучения образовательной робототехники в Таттинском улусе.
Предмет деятельности: В последние годы в Российском образовании всё более популярной становится образовательная робототехника. Сотни школ используют конструкторы нового поколения в дополнительном и основном образовании. Многие практики робототехники рассматривают образовательную робототехнику как новую педагогическую технологию, направленную на приобщение детей и молодёжи к техническому творчеству, развитию навыков конструирования, моделирования и программирования.
На протяжении нескольких лет на базе Игидейской средней общеобразовательной школы ведется активная работа по внедрению образовательной робототехники в учебный процесс и теперь можно с уверенностью сказать, что у нас созданы реальные условия для эффективного функционирования и дальнейшего развития в направлении использования робототехники в учебном процессе.
Построение сети ресурсных центров по робототехнике позволяет обеспечить организацию совместной деятельности учреждений образования в области образовательной робототехники, координацию этой деятельности и интеграцию различных образовательных проектов по развитию инженерного образования в улусе.
Проект способствует формированию информационного подхода, направленного на совершенствование способов эффективного научного, информационного и методического сопровождения внедрения робототехники в образовательной среде Таттинского улуса.
Цель проекта:
■ формирование единой информационной образовательной среды, обеспечивающей: развитие образовательной робототехники;
■ Создание условий, способствующих эффективному развитию инженерного образования в Таттинском улусе;
■ обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием;
■ развитие и эффективное использование педагогического потенциала, обмен опытом;
■ обеспечение доступности курсов повышения квалификации в области образовательной робототехники работников образования с использованием дистанционных образовательных технологий;
■ Демонстрация возможностей робототехники как одного из ключевых направлений научно-технического прогресса;
Задачи:
· определить необходимые условия для эффективного внедрения и развития инженерного образования в улусе;
· создание единого информационно-образовательного пространства, в области образовательной робототехники;
· достижение повышения инженерного мышления среди учащихся школ;
· Формирование доступной среды, позволяющей вывести изучение науки, технологии, инженерного искусства, физики и математики на качественно иной уровень;
· формирование сообщества педагогических и управленческих кадров, имеющих опыт использования образовательной робототехники в образовательном процессе для повышения качества образования;
· внедрение образовательной робототехники в образовательный процесс:
· создание единой базы по цифровых образовательных ресурсов по робототехнике, корпоративной информационной системы;
· Углубление и расширение квалификации педагогических кадров улуса в области робототехники и микроэлектроники;
Сроки реализации проекта: 2015 – 2018 годы;
2015-2016 учебный год.
1. Сбор данных о состоянии робототехники в школах улуса.
2. Создание ресурсного центра, связь с базовыми школами по робототехнике.
3. Подготовка документации, рабочих программ
4. Поиск финансирования для приобретения наборов робототехники.
5. Создание ЦОР по образовательной робототехнике.
6. Создание Координационного совета школ – участниц сетевого взаимодействия по образовательной робототехнике.
7. Подготовка, переподготовка и повышения квалификации руководителей и учителей информатики, физики, технологии, черчения.
8. Проведение учебно-тренировочных сборов по подготовке к республиканским соревнованиям и фестивалям по робототехнике.
9. Привлечение всех школ к улусным соревнованиям по робототехнике.
2016-2017 учебный год.
1. Организация дистанционного и очного курса для учителей.
2. Организация дистанционного обучения учащихся с ограниченными возможностями.
3. Наполнение учебно-методическими материалами по робототехнике сайта ресурсного центра.
4. Проведение выездных учебно-тренировочных сборов по школам улуса.
5. Проведение учебно-тренировочных сборов по подготовке к республиканским соревнованиям и фестивалям по робототехнике.
6. Проведение улусного фестиваля по робототехнике.
7. Приобретение дополнительного набора роботов для школ улуса.
2017-2018 учебный год.
1. Анализ и коррекция реализации проекта.
2. Ресурсное обеспечение, поддержка проекта.
3. Научно-методическая поддержка школ.
Ожидаемые результаты:
v создание для детей с ограниченными возможностями здоровья условий, обеспечивающих получение полноценного образования;
v повышение качества обучения;
v рациональное использование педагогических кадров высшей квалификации, подготовка специалистов в области образовательной робототехники.
v Привлечение школьников улуса к исследованиям в области робототехники, обмену технической информацией и начальными инженерными знаниями, развитию новых научно-технических идей позволит создать необходимые условия для высокого качества образования, за счет использования в образовательном процессе новых педагогических подходов и применение новых информационных и коммуникационных технологий.