УДК 373.545(571.56)082
«Дифференцированный подход в развитии экологической культуры у детей с ограниченными возможностями здоровья»
Захарова Любовь Николаевна
учитель биологии высшей категории МБОО «Игидейская СОШ» Таттинского улуса, с. Дебдирге
Лебедева Нюргуяна Михайловна
учитель биологии высшей категории МБОО «Жохсогонская СОШ» Таттинского улуса, с. Боробул
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
«Differentiated approach in development of ecological culture for children with limit possibilities of health»
Zakharova Lyubov N.
the highest category of biology teacher ICPO « Igideyskaya School " Tatta region , with . Debdirge
Lebedeva Nurguyana M.
the highest category of biology teacher ICPO « Zhohsogonskaya School " Tatta region , with . Borobul
АННОТАЦИЯ
Целью проекта является улучшение качества обучения детей с ограниченными возможностями посредством обеспечения интегрированных экологических образовательных курсов с детьми из общеобразовательных школ. Задачи дифференцированного образования состоят в том, чтобы включить всех детей в школьную систему и обеспечить их равноправие.
Наблюдение учебного процесса доказывает, что дифференцированные задания учащиеся продуктивно выполняют даже в конце занятия, когда их учебные возможности уже на исходе.
Исходя из этого, дифференцированное обучение означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.
ABSTRACT
The aim of project is an improvement of quality of educating of children with limit possibilities by means of providing of the integrated ecological educational courses with children from general schools.
The tasks of the differentiated education consist of that, to plug all children in the school system and provide their equality of rights. The supervision of educational process proves that the differentiated tasks students productively execute even at the end of employment, when their educational possibilities end already.
On this basis, the differentiated educating means opening of every student by means of the educational program that is difficult enough, but corresponds him
Экологическое образование и воспитание в нашей сельской школе направлено на развитие личности каждого ученика; повышение интереса к естественным наукам обучения; расширение и углубление знаний учащихся о живой природе; развитие у школьников потребности принимать личное участие в охране живой природе, использовать полученные знания в жизни.
В ходе проекта на базе МБОО «Жохсогонская СОШ» и МБОО «Игидейская СОШ» для обучения биологии созданы учебные экологические комнаты и экологическая площадка, практическое руководство для учителей, включающее в себя разработки инклюзивных уроков по экологическому образованию.
При подготовке к уроку нам приходится учитывать все особенности детей: слабовидящему готовятся индивидуальные карточки для работы на парте, слабослышащему ученику с сохранным интеллектом дополнительные задания «повышенной трудности», и для развития речевого материала, к нему предъявляются повышенные требования абстрактного понятия.
От детей с инвалидностью в рамках модели ожидается приспособление к существующей среде и обществу. Но у детей с ОВЗ, как отмечается в литературе , и по нашим наблюдениям тоже, искажено восприятие добра и зла, моральные устои у них тоже имеют специфические отклонения от общепринятых. В связи с этим для этих детей необходимо более пристальное внимание уделять воспитанию в них добра и сострадания.
Восемь принципов инклюзивного образования
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
4. Все люди нуждаются друг в друге;
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека. [1]
В современных условиях, когда дети с различными формами группами здоровья обучаются не в специализированных, а в обычных общеобразовательных школах и классах, вместе с их нормально развивающимися сверстниками, необходим качественно новый подход к их обучению [2].
Одними из важнейших моментов мы считаем создание ситуации успеха у детей с ограниченными возможностями, например, с участием в различных конкурсах, научно-исследовательских деятельностей, олимпиадах. В нашей практике есть ученица с языковым дефектом, она с большим интересом участвовала в научно-практических конференциях, но встречала трудности с защитой проекта. По ее желанию экспериментальную часть демонстрировали при защите видеороликом перед жюри, она восхитительно справилась с защитой и получила Диплом II степени в региональной НПК. Одна ученица с хроническим диагнозом почек много пропускала учебные занятия, она также занималась научно-исследовательской деятельностью и написала доклад о полезных свойствах картофеля, яблок на здоровье человека, занимала призовые места в конференциях, планирует связать будущую профессию с медициной. В наших школах так же учатся ученики с диагнозом ЗПР, чтобы вставить удовлетворительную оценку используем дифференцированные задания. В качестве примера предлагаем проверочные работы на 10-15 мин с разноуровневыми заданиями (условные обозначения: * - задания первого уровня, **- второго уровня, ***-третьего уровня) по разделу «Биология. Введение в общую биологию и экологию» в 9 классе, составленные по программам В. В. Пасечника., и Н. И. Сонина, Т. А. Козлова
Проверочная работа №1 по теме «Биология – наука о жизни»
1*. Что изучает биология и каково происхождение этой науки?
1**.Назовите явления или процессы, которые изучает биология.
1***. Почему общая биология играет объединяющую роль в системе знаний о живой природе?
2*. Какие биологические науки вам известны?
2**. Какие методы исследования, применяемые в биологии, вы знаете?
2***.Почему селекция микроорганизмов невозможна без знания общебиологических знаний?
Следующим важным принципом является использование большого количества игровых методов и форм на любых этапах урока по биологии. Используем следующие методики: «Я горжусь» (самоуважения), «Сказкотерапия», «Арт терапия», «Волевая мобилизация», «Выпусти пар» и др. [3]. В практической деятельности учитываем, что для учащихся с ОВЗ важно разнообразное изложения учебного материала. Наблюдение учебного процесса доказывает, что данные задания учащиеся продуктивно выполняют даже в конце урока, когда их учебные возможности уже на исходе.
Литература
1. Горлова, Н. Гиперактивность современного ребенка: норма или патология? // Коррекционно-развивающее образование. 2009. № 1. С. 53–60.
2. Деревянкина, Н. А. Психологические особенности детей с задержкой психического развития. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 201
3. Латюшин, В. В. О реализации принципа связи обучения с жизнью в процессе преподавания биологии // Биология в школе. 2009. № 3. С. 17–21.