ВНИМАНИЕ РОДИТЕЛИ
Падение из окна — является одной из основных причин детского травматизма и смертности, особенно в городах. Дети очень уязвимы перед раскрытым окном из-за естественной любознательности.
Чтобы избежать несчастного случая, связанного с падением ребенка из окна, необходимо придерживаться следующих правил:
• Открывая окна в квартире и проветривая помещение, убедитесь, что ребенок при этом находится под присмотром.
• Во время проветривания открывайте фрамуги и форточки. Если Вы все же открываете окно, то не открывайте его больше чем на 10 см, для этой цели поставьте ограничители.
• Не разрешайте ребенку выходить на балкон без сопровождения взрослых.
• Никогда не оставляйте спящего ребенка одного в квартире. Малыш может проснуться и полезть к открытому окну.
• Отодвиньте всю мебель, включая кровати, от окон. Это поможет предотвратить случайное попадание малыша на подоконник.
• Не показывайте ребенку, как открывается окно. Чем позднее он научиться открывать окно самостоятельно, тем более безопасным будет его пребывание в квартире.
• Не учите ребенка подставлять под ноги стул или иное приспособление, чтобы выглянуть в окно или заглянуть на улицу с балкона. Впоследствии, действуя подобным образом, он может слишком сильно высунуться наружу и выпасть из окна (с балкона).
• Большую опасность представляют москитные сетки: ребенок видит некое препятствие впереди, уверенно опирается на него, и в результате может выпасть вместе с сеткой, которая не рассчитана на вес даже самого крохотного годовалого малыша.
• Если ребенок 5-7 лет боится оставаться в квартире один, не оставляйте его даже на короткое время. Зачастую, чувствуя страх, дети выглядывают в окно или с балкона, надеясь увидеть родителей, что может повлечь их падение с балкона.
«Оҕоҕун сөпкө иитиэҥ – олоххор дьоллонуоҥ» диэн саха өһүн хоһооно мээнэҕэ этиллибэтэх буолуохтаах. Билиҥҥи бутуурдаах, дьалхааннаах кэмҥэ куорат усулуобуйатыгар оҕону иитии олус ыарахан уонна уустуктаах буолла. Оҕону өй-санаа өттүнэн иитии мындыр буолууну, элбэх кэми эрэйэр. Төрөппүт үксүн оҕотун оҕо саадыгар, оскуолаҕа биэрдим да иитиэхтэрэ, олоххо бэлэмниэхтэрэ дии саныыр. Холобур, төрөппүт санаатыгар эрэ оҕотун муҥура суох таптыыр ааттаах да, итии истиҥ-иһирэх сыһыан сууккаҕа 24 чаас устата көстүбэт, сороҕор сойон ылар. Оҕото чугаhыы, эйэргии сатаатаҕына, иллэҥэ суох аатыран эбэтэр үлэтиттэн сылайбыт буолан, чэ кэнники диэн тэйитэрэ, мөҕөрө, нотация ааҕара үгүс. Оччотугар оҕото хомойон, улам-улам чугаһаабат буолар, устунан бэйэтэ-бэйэтигэр киирэн, сабыллан, тэйдэр тэйэн иhэр. Ону төрөппүт эйигин таптыыр буоламмын мөҕөбүн-этэбин диэн ыспыраапкаланар.
К.И.Максимова-Сайыына этэринэн, киһи кута – Ийэ кута хаһан да сүппэт-өлбөт, хас даҕаны олоҕу олорор. Киһи бу Орто дойдуга олох долгуннарын тургутууларын сырдыгынан туорууругар биир күлүүс баар. Ол – кутуҥ таптала буолар. Кини олоҕун хас биирдии түгэнин суолталаан кэрэҕэ, тапталга аһаҕаһыттан дуу, сабыылааҕыттан дуу араас дьылҕаланар (многовариантность судьбы). Ол аата, киһикиһиэхэ сыһыана тапталга тирэҕириэхтээх. Төрөппүт – оҕоҕо, оҕо – төрөппүтүгэр, кэргэнниилэр бэйэ-бэйэлэригэр, урууларыгар, билсэр да, билсибэт да дьон бэйэ-бэйэлэригэр. Төһөнөн ис үөрүүлээхтик (тапталынан), бэйэ санааны атын киһиэхэ соҥнообокко (без претензий) олороҕун, оччонон карма сокуонунан кэскилиҥ кэҥээн, кэнчээри ыччаккар бэриллэр, дьылҕаҥ үтүө өттүнэн түстэнэр.
Оҕоҕо истиҥ сыһыан, таптал – кини олоххо ситиһиитин төрдө. Таптал тиийбэтиттэн кэрэгэй дьылҕаламмыт дьон туьунан холобурдуу барар наадата суох. Оҕону итэҕэйиэххэ, киниэхэ эрэниэххэ, кылаабынайа убаастыахха наада. Тоҥ сыһыан, туохха да наадыйбат, аахайбат буолуу, оҕо оскуоланы, үөрэҕи абааһы көрүүтэ – киһи олоҕо тостуута, кэскил сарбыллыыта буолар. Туйгун үөрэхтээх, өйдөөх дьону иитэргэ эрэ үлэлээбэккэ, үөрэххэ интэриэһи, баҕаны, дьулууру иитиэххэ. Хас биирдии оҕо бэйэтигэр эрэлин, тапталын, тулалыыр эйгэҕэ итэҕэлин иитии, кини атын дьоҥҥо маарыннаабат өрүттэрин сайыннарыы, бэйэтин кыаҕын арыныыта, бэйэни таба тайаныы – бу барыта оскуолаҕа соҥнообокко төрөппүт иитэр-үөрэтэр үлэтин соруктарынан буолаллар.
Ол курдук, мин бэйэм санаабар, оҕоҕо саамай дьиэ-кэргэн таптала, түмсүүлээх буолара улахан сабыдыаллаах. Тоҕо диэтэххэ, ийэ-аҕа тапталын билэн улааппыт оҕо, өй-санаа, доруобуйа да өттүнэн мааны киһи буола улаатар. Онон, биһиги дьиэ-кэргэн үлэни, сынньалаҥы бары бииргэ атаарабыт.
В. Шиндикевич ыстатыйатыттан быьа тардыы
Дорожно-транспортные происшествия.
Это самая частая причина гибели детей на улицах, а травмы ДТП - самые тяжелые. Личный опыт, на который опирается ребенок, никогда не скажет ему, что тормозной путь машины при скорости 60 км/час – 15 метров. Особенности детской психики – фиксация внимания на одном предмете (другие ребенок уже не видит) – увеличивают его незащищенность.
Отпуская ребенка на улицу, надо подготовить его к взаимоотношениям с селом, городом, но при этом следует понимать, что вся наука сойдет на нет в ту минут.
Если Вы купили ребенку велосипед (мопед, скутер), сначала выучите вместе правила дорожного движения и научитесь кататься на закрытой площадке. На дорогах общего пользования разрешено движение на велосипеде только с 14 лет, на мопеде и скутере (объем двигателя не более 50 куб. см. с максимальной скоростью не более 50 км/ч) – с 16 лет!
При перевозке детей до 12 лет в автомобилях обязательно используйте специальные детские удерживающие устройства, значительно снижающие риск травмирования и тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий (для детей младшего школьного возраста допускается использование ремней безопасности со специальным адаптером).
Безопасность на дорогах – это обязанность, которая требует большой ответственности от родителей или опекунов детей, и этим ни в коем случае нельзя пренебрегать.
Подробнее: «Обращение к родителям по обеспечению безопасности детей на каникулах»